. » «Мы не можем один год жить шикарно, а потом сокращать социальные расходы» Тайны и аномалии


«Мы не можем один год жить шикарно, а потом сокращать социальные расходы»

26 Дек
2012

Сразу после наступления нового года депутаты Госдумы подготовят список законопроектов первой важности для выполнения послания президента. Среди них будет предложение об увеличении налога на VIP-авто, проект закона о предоставлении регионам права вводить местный налог на недвижимость, а также проект Кодекса об административном судопроизводстве, по которому граждане и организации смогут защищаться от неправомерных действий чиновников. До 15 января инициативы поступят к первому вице-спикеру нижней палаты АЛЕКСАНДРУ ЖУКОВУ. Об этом он рассказал в интервью корреспонденту РБК daily АНАСТАСИИ НОВИКОВОЙ.

— Госдума шестого созыва завершила свой первый год ра­боты. Впервые в парламент прошли беспартийные представители общественных организаций от ОНФ. Как это отразилось на работе нижней палаты и чем она отличается от предыдущих? Какие из принятых законов вы считаете самыми важными?

— В Думе сейчас идут очень важные политические дискуссии, не менее острые, чем в первых созывах. Не знаю, насколько это связано с тем, что в нижней палате оказались непартийные представители, скорее это показатель значимости обсуж­даемых вопросов.

Тем не менее Госдума приняла много важных законов. Если говорить о политике, то это возвращение к выборам губернаторов, упрощение правил регистрации политических партий. Если вспомнить об экономических законах, я бы выделил блок инициатив, связанных со вступлением России в ВТО. Эта тема была на слуху последние 18 лет, велись тяжелые переговоры. Можно по-разному к этому относиться, мы слышали много опасений, связанных со вступлением России в ВТО. Действительно, некоторые отрасли нашей экономики будут испытывать серьезное давление, но в целом плюсы этого решения перевешивают минусы, особенно в долгосрочной перспективе.

Второй наиболее важный экономический закон — это бюджет, основанный на новом бюджетном правиле, когда при расчете учитывается не текущая или прогнозируемая на следующий год цена на нефть, а на длительные тренды — средняя цена за последние пять лет (на этот год и с увеличением периода до десяти лет в последующих расчетах). Это расширяет горизонт планирования.

— С введением нового бюджетного правила работа над документом усложнилась?

— Само по себе правило повлекло серьезные дискуссии в парламенте. После кризиса 2008—2009 годов разные страны мира по-разному решали проблемы, связанные с выходом из него. Европа и США, например, пытались в этом году оживить экономику и увеличить темпы ее роста за счет вливания денег. Россия пошла по совершенно другому пути, это связано с тем, что российская экономика сильно зависит от цен на нефть и газ. Создание резервов приносит определенную стабильность в нашу экономику. Мы не можем рисковать и один год жить шикарно, тратить все деньги от высоких цен на нефть, а на следующий год сокращать, скажем, социальные расходы, которые мы себе позволили в этом году. По­этому у России несколько другая стратегия, и, думаю, в целом она правильная.

Хотя были дискуссии по поводу того, до каких размеров наращивать резервы. Правительство считает, что мы должны накапливать Резервный фонд до 7% ВВП и только после этого тратить его на инфраструктурные проекты. Мы считали, что не стоит ждать так долго, потому что, по прог­нозам, 7% накопится в лучшем случае через четыре года. Если будут высокие цены на нефть, можно ограничиться 5%, чтобы поскорее направить эти деньги на строительство дорог и железнодорожной инфраструктуры. В своем послании президент отчасти эту точку зрения поддержал и сказал, что уже сейчас можно взять порядка 100 млрд руб. из накопленных денег и направить их на инфраструктурные проекты, выпустить инфраструктурные облигации.

— В прошлую пятницу было принято решение о создании межфракционной рабочей группы по реализации послания. Каков план работы группы, каких инициатив ждать в начале года?

— Мы создали межфракционную группу, куда вошли депутаты от всех фракций и представители комитетов. Уже состоялось первое заседание, мы определили круг вопросов, по которым уже есть законодательные инициативы, их довольно много. Я попросил составить список законопроектов, которые необходимо принимать в первоочередном порядке, и до 15 января такие предложения направить в группу.

Послание президента было очень насыщенным. Оно затронуло много тем: от изменения законодательства о выборах депутатов Госдумы и возврата к одномандатным округам до внесения серьезных изменений в экономическое законодательство. Необходимо будет разработать проект Кодекса об административном судопроизводстве, согласно которому граждане и организации могли бы защищать свои интересы в отношении неправомерных действий чиновников.

Если говорить об экономике, нужно разработать и внести проект федерального закона о предоставлении субъектам Федерации права вводить местный налог на недвижимость. Также предусмотрено внесение законопроекта о повышении налоговой нагрузки на собственников дорогостоящих транспортных средств.

— Когда Госдума планирует принять законопроект, регулирующий поведение болельщиков на стадионах? Многие считают, что эта сфера не должна так жестко законодательно регулироваться. Вы согласны? Премьер Дмитрий Медведев предлагал такую меру, как пожизненный запрет на посещение стадионов для злост­ных нарушителей. Справедливо ли такое наказание?

— Проект уже внесен правительством в Госдуму в конце ноября. Он не предусматривает каких-то драконовских мер, пожизненного запрета на посещение стадионов там нет. Мы видим, что участились случаи хулиганства и вандализма на трибунах. В других странах имеется опыт законодательного регулирования таких проблем и есть положительный опыт работы с болельщиками. Даже на моей памяти в 70—80-е годы был разгул хулиганства в Англии, вплоть до массовых драк и смертельных исходов. В Италии отмечалось то же самое, но теперь ситуация существенно улучшилась.

Смысл законодательного регулирования в том, чтобы разграничить зоны ответственности всех участников процесса — и организаторов спортивных соревнований, и полиции, и клубов, которые должны вести работу со своими фанатскими организациями. Нужно, чтобы болельщикам было комфортно на трибунах, люди могли приходить на стадионы семьями, получать удовольствие от спортивных соревнований, не бояться за свою безопасность. Думаю, в январе профильный комитет рассмотрит этот законопроект и вынесет его на заседание Госдумы.

— В послании президент выделил единственный регион — Калининград. Какая работа идет сейчас в развитии инвестиционной привлекательности региона?

— Правительству предстоит до 1 мая подготовить предложения по обеспечению устойчивого социально-экономического развития Калининградской области. Кабинет министров уже решил принять специальную гос­программу по развитию региона до 2020 года. Есть и ряд текущих проблем — например, вопрос, связанный с субсидированием воздушных перевозок. 17 декабря подписано постановление правительства, распространяющее льготы на билеты для граждан всех возрастов, хотя раньше были ограничения.

Очень важно, что Калининград примет чемпионат мира по футболу в 2018 году. Это потребует серьезных инвестиций в развитие инфраструктуры, прежде всего должны быть достроены современный аэропорт и дороги, которые связывают основные точки области, где пройдут соревнования, и базы команд. На днях Госдума приняла в первом чтении законопроект (авторы — Александр Жуков и Наталья Бурыкина. — РБК daily), который обеспечит инвесторам уверенность в том, что, если они вложили деньги в какой-то проект в регионе, а потом законодательство изменилось, например в связи со вступлением в Таможенный союз, они получат компенсацию. Правительство концептуально поддержало наш законопроект. В весеннюю сессию нам совместно с правительством Калининграда и профильными министерствами и ведомствами предстоит прописать механизм предоставления этих компенсаций.


Наверх