. » Вера в магию — особенность человеческого мозга Тайны и аномалии


Вера в магию — особенность человеческого мозга

11 Ноя
2012

Татьяна Поклад, Прага Новые исследования психологов и антрополог свидетельствуют, что привычка к так называемому магическому мышлению-вере, к примеру, в том, что человека можно сглазить, что колдун может наслать болезнь, вылечить или осуществить приворот любимого на самом деле гораздо шире распространена, чем в этом принято признаваться, говорит шаман Дмитрий Яврэ. Так же как и вера в приметы и прочие суеверия. И связано это не столько с религиозностью, сколько с особенностями человеческого мозга.
Ученые отмечают, что вера в магию не имеет отношения к благочестию. Религиозные верования значительно шире и глубже всякого суеверия, потому что содержат целый спектр вопросов морали, правил общественной жизни, историю. Но магическое мышление — либо вера в предрассудки, создает целый невидимый мир ритуалов и обычаев, которые сопровождают человека ежедневно на каждом шагу. О последних исследованиях в этой сфере написала американская газета «Нью-Йорк Таймс» («Верите ли вы в волшебство?», Бенедикт Кэри). Причина суеверий, веры в волшебство — в особенностях мозга человека. Существует специальная система, которая помогает человеку уменьшить стрессы от страха и напряжения, бороться с депрессией. Если овладевает неуверенность, страх, усталость, человек начинает искать вокруг себя признаки, явления, которые бы ему помогли преодолеть неуверенность, либо начинает сам делать что-то такое, что его могло бы успокоить. Отсюда — вера в хорошие и плохие приметы, вера в силу каких-то действий, которые на первый взгляд могут показаться странными и бессмысленными. Профессор психологии и антропологии Вашингтонского университета Паскаль Бойер говорит, что мозг человека имеет такую систему, как сеть, которая специализируется на том , что создает магические, необычайные объяснения событий в определенных ситуациях. Таким образом, взрослым вера в предрассудки иногда помогает поддерживать себя «в форме». Дети демонстрируют магическое мышление от 18 месяцев, когда они начинают создавать воображаемый мир во время игр. В три года они знают разницу между сказкой и действительностью, но верят в Деда Мороза, — при поддержке взрослых, кстати. Это то самое время, когда детей учат молиться, отмечает профессор психологии Университета в Техасе Жаклин Ули. Она говорит: «Механизм уже заложен — дети уже знают, что вера поможет выполнить желания и мечты». Где-то лет в восемь, иногда раньше, веру в Деда Мороза дети уже отбрасывают, и граница между магическим и реальным у них примерно уже такая же, как и у взрослых. Обычно считается, что чем образованнее человек, тем менее он склонен верить в суеверия . Однако последние научные эксперименты доказывают другое. Прошлым летом были обнародованы результаты целой серии экспериментов, которые проводили психологи в Принстоне и Гарварде. Они показали, как легко образуется магическое мышление — вера в волшебство, признаки, у высокообразованных молодых взрослых людей. Почему люди создают иллюзию магической силы? Профессор психологии Эмили Пронин отмечает, что мозг человека развивает мнение о событиях и делает выводы обычно еще до того, как начинает действовать логическое мышление. Поэтому все накопленные во времени образования знания не успевают влиять на те выводы, которые делает мозг, наблюдая за необычным. Например, ученые наблюдали за группой людей, которые смотрели обычный фокус: фокусник клал монетку на ладонь, складывал кулак, а когда разгибал пальцы — монетка исчезала. У людей, которые наблюдали за этим, импульсы активности фиксировались в левом полушарии мозга, которое обычно действует, когда люди формируют гипотезы в непонятных ситуациях, фантазируют, опираясь на интуицию, а не на логику. Магическое мышление наиболее заметное, когда люди чувствуют себя беспомощными перед войной, стихией, обстоятельствами, которые от них не зависят. В таких случаях вера в необычное помогает людям сохранить равновесие и психическое здоровье. Поэтому, ученые отмечают, магическое мышление, суеверие — это образ жизни в, к примеру, спортивных командах, за столами азартных игроков либо на кораблях в открытом океане.


Наверх