. » Загадка Сынковичской стены Тайны и аномалии


Загадка Сынковичской стены

20 Окт
2012

За 220 километров от Минска находится деревня Сынковичи. Рядом — Слоним, там 2 гостиницы, в которых можно переночевать. Один — «Щара» — государственный, советский, и ночь там стоит от 130 тыс. рублей, второй, с немного смешным названием «Венеция» — частный, с новой мебелью, и номерами за 120 тыс. За 2 километра от Сынковичах на трассе можно найти трактир, который размещается в оригинальном здании старинного «постоялого двора» XIX в. В самих Сынковичах кафе или даже продуктового магазина — нет. Но в последнее время все только и говорят, что о Сынковичи. Якобы в Сынковичской церкви, которую Кушнеревич дотирует первой половиной XVI века, нашли граффити аж XII века, пишет научно-популярный журнал chuchotezvous.ru. И что это якобы подтверждает одну из маргинальных версий происхождения памятника архитектуры — что он был перестроен из старинного прусского замка. Еще, говорят, нашли следы росписи, и она может быть остатками фресок. Сплетни расползаются, обрастают деталями: граффити сделаны рунами, что доказывает то что в Беларуси были викинги, то что белорусы сами были викингами. Православные тараканы перемешиваются с мусульманскими кельтами, блестят мечи, по Щары плывут гномы на Стремительно и голова плывет. Интерьер В Сынковичах меня встречает художник Алесь Пушкин — последние недели он руководил бригадой добровольцев,которые работают в заалтарнай части храма, в центральной апсиды. Они очищали стены от старой краски в поисках фресок. Как выглядит храм сейчас? На стенах, над входом, на колоннах сделаны тестовые «штробы» . В дверях искали следы существования древнего кованого крота, которым могли запираться двери в случае осады. Ни крота, ни следов его существования — не нашли. Зато на стенах левого нефа, где-то за метр от пола, на «кантрольцы», под наряженной «современной» краской, ясно видны следы цветного пигмента. Цвет красивый, насыщенный: ультрамарин, рядом пятно — рубиновый, темная, как пламя на произведениях Шагала. Неужели фрески? Но на фрески не выглядит! Остатки краски скорее напоминают старую масла или тэмпэру. Какой век? Кто делал? И что изображено? Заалтарная часть, святая святых, уже очищенная добровольцами . Фресок здесь не найдено, только древняя штукатурка странного цвета охры. Вглядевшись, можно увидеть следы от ручной обработки: церковь в те далекие времена «лепили» ладонями. На правой стенке и на колонне центрального нэфа обнаружены граффити. Помещаются приблизительно за метр от пола, написанные на древнегреческом языке. НЕ рунами, не иероглифы, а по-гречески. Рядом приклеена бумажка с предложенной расшифровкой граффити. «Тысяча двести тринадцатый год» — скромно написано на ней .
Загадка «фресок» боковых нэфав Начинаем изучать литературу и схемы. Историки архитектуры утверждают, что после стройки церковь была подготовлена под роспись, оштукатурена, но — не расписана. Почему? А почему не расписана гродненская Коложа? Работа братии, что рисовала фрески, была недешевой. Инвесторам церкви могло не хватить денег. Тысячи вариантов! Кстати, самое простое (и самое глупое!) объяснение появления граффити по-гречески — в том, что здесь стояли те самые иконописцы. Ведь первые артели, что писали иконы, обязательно имели главой греков, что учили канона. Но это — наши домыслы, забудем о них. Итак, в девятнадцатом веке нашелся священник, что решил украсить храм. Он заказал роспись, схему которого можно увидеть на одном из фотографий: сине-белые Наконечники, белые нэрвюры, белая обводка окна, а на высоте 1-1,5 метра от земли — серовато-голубая плоскость. Которая по верху венчается ультрамариновому-багровыми полосками. Именно эту часть росписи и обнажила «кантролька». Вот откуда ультрамариновому, вот откуда багровый. Это не средневековая роспись и тем более — не фрески. Это остатки ординарной расцветки XIX века. Кстати, первым граффити центрального нефа и правой стенке нашел и датировал XII столетием тот самый священник, который делал роспись с багряной и ультрамариновому полосой. Но дальше произошло самое интересное. Известно, что примерно с середины XX века до 1991 г. церковь использовалась как склад. В 1991 его вернули РПЦ. И нашлись энтузиасты, доброжелатели, которые собрали деньги и купили кучу белой и голубой краски. Далее они, не жалея сил, бросились красить древние стены, прикрывая устаревшую роспись XIX века, закрывая граффити, древний штукатурки, который был нетронутый краской в средней части стен, и другие красоты. Как выглядела Сынковичская церковь в ноябре прошлого можно увидеть здесь . Ясно видно прыалтарная колонна центрального нефа: там, где сейчас граффити — тогда был ровный слой голубой краски. Сделали «красивенько», ничего не скажешь! Загадка «граффити» Теперь — о самым интересным. О граффити. Когда я пересказал версию своему хорошему другу, известному историку архитектуры, он расхохотался. Но добавил следующее: «это хорошо, что так говорят, потому что это вызывает интерес общества к своей истории и ее памятникам. Ты не опровергает! Но, глупость, конечно же! ». Хорошо видно, что граффити находится в промежуточном слое штукатурки: под краской XIX века, под штукатуркой XIX века, но — не на камнях, которые могли бы остаться от «древнего прусского замка». Они — на штукатурке. Кое-где штукатурка праткнута, и просматривает красная (а это значит — сделана позднее XII век!) Кирпич. Теперь давайте представлять. Вот были камни от разрушенного прусского замка (дапустим!). На этих камнях построили храм. Потом кто-то написал что-то на стенке храма. Так каким веком можно датировать граффити, обнаруженные на штукатурке? Только тем, в котором была построена церковь! То есть, по Кушнеревич — первой половиной XVI в. Что, кстати, ни в коем случае не отменяет той энергетики и того чувства красоты, которыми вбирает зритель, когда смотрит на эти древние записи на древней языке. Тем более, слова — прекрасные! Место с подвижной историей Сынковичи сейчас — странное место. Еще год назад граффити центрального нефа еще не нашли, граффити правого нефа — не расшифровали . Зафиксирована краска на «кантрольках» боковых стен могла быть фресками. Все ждали появления из-под современного штукатурки шедевров древнего росписи. История вступила здесь в борьбу с мифами, мелькают даты, версии построения, где-то рядом стоит Витовт, имя которого все чаще упоминают в связи с храмом. Что найдут тут еще через месяц? Смальту? Витраж? НЛО? В следующем году храм могут полностью очистить от современной краски, и тогда исчезнет магия загадок. А еще могут храм заново оштукатурить. А потому надо хвататься за момент и двинуться в Сынковичи. Там сейчас пишется исторический детектив. Прямо по стенам, штукатурке и кирпичу.


Наверх